ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

История Анжеро-Судженска связана с развитием угольных месторождений, открытых в конце XIX столетия.

В 90-х годах прошлого века началось строительство Великого Сибирского железнодорожного пути от Урала до Тихого океана через всю Сибирь.

В связи с этим были организованы крупные геологические исследования в стоверстной полосе вдоль дороги. Требовалось выяснить устойчивость полотна и выемок, переходов через реки, водоснабжение, найти строительные материалы, железные руды, горючие ископаемые и многое другое. Работы продолжались около 10 лет.

Исследования вдоль Транссиба проводились специальными «горными» партиями, в состав которых были привлечены известные геологи: А. Н. Державин, А. М. Зай­цев, А. А. Краснопольский, П. К. Яворовский. Руководил работами директор геологического комитета А. П. Карпинский. Профессор минералогии Томского университета А. М. Зайцев изучал северную и северо-восточную части Кузнецкого бассейна. В Анжеро-Судженском районе он отметил угленосные отложения в бассейнах рек Малые Козлы и Мазаловский Китат.

В результате исследований сотрудников геолкома А. А. Краснопольского и П. К. Яворовского в северной части бассейна, не входившей во владения Кабинета, бы­ли обнаружены большие угольные запасы, что доказывало продолжение Кузнецкого бассейна на север, включая и Анжеро-Судженский район.

Первая заявка на промышленную разработку угля на реке Мазаловский Китат была сделана в 1894 году инженером Б. Ф. Корвин-Саковичем. Здесь в 1896—1897 годах возникли Судженские копи, а в 1898 году по настоянию П. К. Яворовского начала работу Анжерская казенная копь. На них добывался уголь для нужд Сибирской железной дороги.

Одно из первых предприятий нашего города, которое возникло в конце прошлого столетия — станция Анжерская. В год окончания строительства — 1895 г.— это была даже не станция, а маленький разъезд, так как при постройке Сибирской железной дороги главное внимание было обращено на быстрое сооружение прочного железнодорожного полотна. Станционные же постройки в целях экономии средств было решено возводить по мере их действительной потребности. Пропускная способность железной дороги в то время была небольшая — всего лишь три пары поездов в сутки, проходивших со скоростью от 12 до 22 км в час.

В «Направлении главного хода Тайгинского узла» станция Судженка значится как станция V класса, имею­щая Государственную сберегательную кассу, производящую почтовые операции. При станции со времени открытия движения образовалось поселение в 30 дворов, преимущественно из ссыльных. В девяти верстах от станции Судженка находится с. Судженское (1600 душ обоего пола). От станции Судженка линия спускается к реке Яе и пересекает ее близ селения Шегарки мостом в 50 сажен, состоящим из двух пролетов».

С 1 января 1898 года началась полная эксплуатация всего участка. Пропускная способность станции Суджен­ка, которая была возведена одновременно со строитель­ством участка железной дороги, увеличилась до семи пар поездов в сутки. В расписании движения пассажирских поездов от Тайги до Мариинска указаны были станции: Судженка, Ижморская, Берикульская. Предполагалось построить еще несколько разъездов — Воскресенский (Иверка), Лебедянский (он указан в карте, составленной в 1897 году инженером П. К. Яворовским). На участке же Тайга—Судженка были отстроены две железнодорож­ные казармы и две будки, в которых жили рабочие, обслуживающие дорогу.

Рядом со станционными постройками постепенно отстраивался и жилой поселок железнодорожников. Бывшие строители Транссиба становятся кадровыми рабочи­мипутейцами, обходчиками, слесарями по ремонту подвижного состава. Для рабочих было построено четыре жилых барака, возведено для пассажиров новое вокзальное помещение.

О первых транспортниках известно немного. Их было около 60 человек. Иван Николаевич Михайлов, Василий Афанасьевич Степанов — полный георгиевский кавалер, защитник Порт-Артура, Иван Николаевич Лесняк, братья Фаддей и Клементий Амельяновичи, Афанасий Устюжанин, Иван Васильевич Клычков, Роман Степанович Доровский. С открытием шахт станция Судженка и Анжерский разъезд превращаются в крупные товарные станции. В 1900 году с них было отправлено 2127 тонн угля для нужд железной дороги. Через эти станции отправлялись грузы в Европейскую Россию: уголь, лес, хлеб, мясо, сливочное масло, пушнина, рыба.

Назад / Далее...


© 2001 Web-студия AlexAndr

Hosted by uCoz