СУДЖЕНСКИЕ КОПИ

1895 г.— отстроена станция Анжерская.

1896 г.— право на разработку Судженских копей по­падает в руки коллежского асессора Перфильева и ом­ского купца Ременникова.

1897 г.— их компаньоном становится Михельсон Лев Александрович, который с 1899 года стал единственным владельцем копей. С его именем связана добыча угля на копях вплоть до 1918 года.

Запасы Судженского месторождения определялись в 100 млн. тонн, причем в расчет были приняты лишь запасы, находящиеся на глубине не ниже 100 метров.

Впечатляет размах в развитии угледобычи.

Уже к 1900 году действовало 3 шахты и было добыто 3 млн. пудов угля, что в пе­реводе на тонны составляет 48 тыс. тонн.

В следующем, 1901 году, добыча возросла до 6 млн. пудов, то есть до 96 тысяч тонн.

Предприимчивый владелец Судженских копей Михельсон сумел захватить заявки на поставку каменного угля для Сибирской железной дороги. Его угольные склады находились в Омске, Бийске, Барнауле. Качественный уголь Судженского месторождения использовался и на Самаро-Златоустовской железной дороге.

Обеспечив рынок сбыта, Михельсон открывает новые шахты с красивыми названиями: Георгиевская, Николаевская, Алчедатская, Ивановская, Гусиная, Николаево-Ивановская, Натальинская, Августовская, Степановская, Надеждинский и Льво-Александровский рудники. Добыча угля велась вручную на глубине от 30 до 60 метров.

Особенно трудно было новичку. Его не сразу допускали в забой. Не потому, что беспокоились о его жизни, а потому, что труд забойщика требовал основательных навыков в горном деле. Новичку доверялась самая простая работа — таскать санкикорытки, в которые вмещалось около 200 кг угля. Перекинув цепь через плечо, новичок тянул их до откаточного штрека. Откатка угля в вагонетках до ствола производилась как вручную, так и с помощью конной тяги. Сложнее была работа забойщика. Согнувшись в три погибели, работал он кайлом при слабом огне лампы «Бог в помощь» в пыльном и душном забое. Позже стали использовать газобезопасную лампу «Вольфа». Работы по подъему угля и водоотлив велись при помощи паровой машины.

В 1917 г. на Судженских копях работало 25 паровых машин общей мощностью 700 лош. сил, 30 насосов, 2 вентилятора мощностью 60 лош. сил. Работа велась в 3 смены по 8 часов. Шахтер, отработав смену, через 8 часов снова должен был идти в забой. Зарабатывал он до 1,5 рублей в день. При такой зарплате можно было сводить концы с концами. По воспоминаниям шахтера Чурсина цены того времени были сравнительно невысоки. Пуд пшеничной муки стоил — 60 коп., кг мяса — 13 коп. Но из своего заработка шахтер должен был приобрести масло и фитиль к лампе, спецодежду и инвентарь, платить штрафы.

Уголь Судженских копей был дешевым, пуд угля (с погрузкой) стоил 5 коп., а доставленный на Урал к металлургическим заводам продавался по 19 копеек, в то время, как уголь донецких шахт — по 21 коп. Поэтому неудивительно, что уголь быстро находил потребителя.

Поскольку копи располагались в стороне от железной дороги, то от станции Судженка была построена железнодорожная ветка в 14 верст, соединившая Судженские копи с основной магистралью.

Добыча угля на Судженских копях развивалась следущим образом:

Одиннадцать из двенадцати шахт были пройдены в первое десятилетие (1896—1906), причем первые шесть шахт, расположенные по правому берегу Алчедата, приходились на период 1896—1898 г. Они не могли дать длительных эксплуатационных работ и закончили их в 1903—1904 г. Часть из них стали вентиляционными для шахты № 5, на которой работы начались в 1900 г. В 1909 г. шахта углублена до 140 м, в 1901 г. была пройдена еще одна шахта № 7 на глубину 135 м. Добыча ее началась в 1902 г. В 1916 г. шахта № 7 была углублена до 146 м и соединена квершлагом с шахтой № 5, чем была организована комбинированная работа двух шахт и это давало большую экономию. Создавались условия для создания крупной шахты — комбината № 5/7.

Три шахты — № 8, 9, 10, составляющие как бы вторую линию, были заложены на продолжении угольных пластов Центральной свиты на север.

Ствол 8-й шахты пройден на глубину 100 м, а добыча была начата в 1907 г. В 1917 г. Шахта № 8 соединена квершлагом с шахтой № 9.

Ствол шахты № 9 пройден на глубину 72 м, углублен в 1912 г. до 108 м.

Ствол шахты № 10 пройден на глубину 92 м в 1906 г., а добыча началась в 1910 г.

В дальнейшем эти шахты были либо завалены, либо служили для вентиляции шахт № 5 и 7.

Такова краткая, почти хронологическая история возникновения и закрытия отдельных шахт, в сумме составляющих развитие Судженских угольных копей в так называемое михельсоновское время.

Из промыслового свидетельства, выданного потомственному дворянину Михельсону Льву Александровичу № 1877 от 16.12.1908, видно, что Судженские копи были промышленным предприятием первого разряда.

Промысловое свидетельство на промышленное предприятие первого разряда

АНЖЕРСКИЕ КАЗЕННЫЕ КОПИ

На длительном пути развития Анжерских угольных копей первым шагом были разведывательные работы Яворовского П. К.

Для опытной разработки двух пластов были углублены три разведочные шахты. Они и дали основание открытию в 1898 г. Анжерской копи Министерства путей сообщения.

Химические и технологические испытания выявили высокое качество и теплотворность анжерских углей, которые оказались на 23% выше теплотворности черемховского угля и на 71% выше челябинского.

Рисунок шахты 9-15 «Совокупность представленных выше геологических, химических и практических данных,— писал П. К. Яворовский в своей статье «Каменноугольная разведка в Судженском угленосном районе в 1986 г.— позволяет питать надежду, что, несмотря даже на довольно тяжелые технические разработки, этот угленосный район получит большое значение не только для Сибирской железной дороги, но и для всей промышленности Томского края».

Анжерская казенная каменноугольная копь, расположенная в одной версте от разъезда Анжерский, была вспомогательным предприятием Сибирской железной дороги. Она была создана, как отмечалось в «Описании организации Анжерской каменноугольной копи Сибирской железной дороги», составленной инженером Нехлюдовым «... с двоякой целью:

  1. Чтобы иметь определенное количество собственного угля для эксплуатации Сибирской дороги, так и на тот случай, если бы частные поставщики минерального топлива не выполнили по каким-либо причинам обусловленной поставки.
  2. Чтобы регулировать цены на уголь, поставляемый дороге частными копями».

Высший надзор за копью в техническом и административном отношении принадлежал начальнику Сибирской железной дороги. А непосредственное управление делами копей осуществлял управляющий. Ему в помощь было определено два горных инженера, семь штейгеров (по числу шахт) и около 50 горных десятников.

Рисунок шахты 9-15 Первыми постройками на Анжерских копях, по воспоминаниям рабочего Чурсина, были копер шахт № 1, казарма для рабочих и небольшая избушка-контора копей. В первый год строительная площадка Анжерских копей была связана с железной дорогой только тропинками, а тележная дорога была прорублена только через год. Между Судженской копью Михельсона и Анжерской казенной копью тоже была глухая тайга. Позже между ними была прорублена пешая тропинка.

Первая шахта была открыта в районе территории современного рынка. До 1913 г. добыча угля велась на четырех шахтах (1, 2, 6, 7), а на трех остальных шли подготовительные работы. Производительность копи с 8,3 тыс. тонн в 1898 г. увеличилась к 1900 г. до 30,0 тыс. тонн и достигла в 1913 г. 137,3 тыс. тонн.

На первой группе шахт добыча была прекращена из-за ряда трудностей. Но главное — сильная обводненность, затруднявшая развертывание больших полей. И только шахты № 9—10, 15, 15-бис, заложенные на западном крыле анжерского месторождения, развернулись в дальнейшем в крупные предприятия.

В 1913 году началась добыча на шахтах № 9 и 10, они дали 203, 300 тонн угля.

В 1917 г. шахта № 9—10 была углублена до 144 м, на эту же глубину пройдены новые стволы шахты № 15 (стволовой для подъема угля) и шахты № 15-бис (клетевой для спуска людей, механизмов, материалов), их соединили квершлагом.

Рисунок здания ЦЭСа Для обеспечения электроэнергией Анжерских копей в 1905 г. отстроена электростанция, на которой были установлены четыре паровые машины общей мощностью 840 л./сил, они приводили в движение вентиляторные, водоотливные и подъемные установки копей.

Работали на копях артелями по 50—200 человек. На Анжерских копях, как сообщалось в докладе управляющего в 1902 г., работало 720 чел.

Организация труда и быта горняков, отношения между рабочими и служащими, а также администрацией копей определялись «Правилами внутреннего распорядка». За их соблюдением строго следила администрация копей, используя для наказания нарушителей систему штрафов.

Наряду с «Табелем денежных взысканий» на Анжерских копях был разработан «Список должностей», которым предлагалось выдавать премию за результаты эксплуатации». В него были включены работники администрации, технический персонал, служащие, слесари, машинисты подъема. Те, кто добывал уголь — забойщики, откатчики, коногоны, премии не получали.

Кроме того, практиковались сезонные расценки, где «зимние расценки» заработной платы были на 25—30% ниже «летних». Это послужило одним из поводов осенью 1905 года к крупным выступлениям рабочих на шахте № 6, о чем свидетельствует донесение начальника Томского управления в департамент полиции от 4 ноября 1905 г.

Работы на шахтах велись в сложных горно-геологических условиях. Еще в начале века геологи отмечали сильное нарушение угольных пластов и большую обводненность участков. Шахты были отнесены к опасным и по выбросу газа. Поэтому для проведения спасательных работ в 1903 году на Анжерской казенной копи была создана артель спасателей из рабочих, обученных к работе в среде удушливых газов. Каждый рабочий снабжался респиратором и электрической лампочкой. В 1907 г. по ходатайству инженера Нехлюдова перед управляющим Томской железной дороги на Макеевскую станцию был на­правлен инженер А. А. Ушаков, который после специальной подготовки был назначен руководителем Анжерской горноспасательной станции — первой в Сибири.

Возникнув на пустом месте в таежной глухомани, небольшое поселение скоро стало промышленным центром, шахтеры которого даже при несовершенной организации производства добывали к 1915 году до 92% от всего угля Кузнецкого бассейна.

 

Шахтерский труд в России один из самых тяжелых.

О жизни горняков сохранилось немало воспоминаний. Все они сводятся к одному: труд шахтеров был одинаково тяжел и по степени тяжести его нельзя было сравнить с какой-либо другой профессией.

Дома не всегда ждала шахтера сытная пища. Заработка порой не хватало до конца месяца. И тогда он шел к тому же артельщику — брал талоны в счет будущей зарплаты. Эти талоны артельщику давали лавочники, за что он получал с них взятку. По талонам лавочники сбывали семьям шахтеров порченые и залежалые товары. Не имея другого выбора, брали «что дают».

Убогость жилища шахтера трудно описать. Двухслойные стенки из жердей заполнялись землей. Часть этого сооружения — полудома, полуземлянки — возвышалась над землей, часть находилась под землей. Реже встречались хатенки, вросшие в землю по самые окна. Основная масса семей жила в бараках. В 1906 году на Судженских копях их было 35. Мебели никакой. Посреди барака — общая плита, которая топилась не переставая. По двум сторонам барака — двойные нары, где размещались и семейные, и холостые. На нарах же находились запасы пищи, постель, одежда, лежали малые и большие, больные и здоровые, пьяные и трезвые. Барак освещался лампой «Бог в помощь», угар и дым от печи не переводились. Бань не было. В общую ходили по субботам. Тротуаров не было. Во время дождей вязли по колено в грязи.

Резкое ухудшение материального положения рабочих в связи с начавшейся русско-японской войной вызвало недовольство. Неспокойно вели себя шахтеры. Участились случаи неповиновения администрации, которая требовала все большей добычи угля. Штрафы стали бичом для горняков. Зарплата сокращалась. Дело в том, что в 1904—1905 гг. загруженность Транссибирской магистрали в связи с русско-японской войной резко возросла. Поэтому ужесточились и без того тяжелые порядки на Анжерских и Судженских копях.

Горняки Анжерских копей в апреле 1905 года устроили забастовку. Шахтеры предъявили приехавшему из Мариинска жандармскому штабс-ротмистру Татаринову ряд требований, которые тот обещал удовлетворить. Ожидание длилось недолго. 13 апреля 1905 года Анжерские и Судженские копи были объявлены на военном положении. Для предотвращения забастовок сюда по железной дороге прибыл охранный гарнизон. Ибо остановка добычи угля неминуемо сказалась бы на эффективности железной дороги, работавшей на войну. Жестокие порядки остались попрежнему. Осталась и озлобленность рабочих.

В конце 1905 года на Анжеро-Судженских копях снова произошла забастовка. Администрация Анжерских копей объявила о снижении расценок в зимний сезон. Забастовку начали горняки Анжерских копей, через несколько дней забастовали горняки и на копях Михельсона. Администрация вынуждена была удовлетворить требования: повышение зарплаты, обеспечение дровами и углем, сохранение прежних расценок. Организаторы забастовок — табельщик А. М. Шеболтас, десятники Кузнецов и Болдин, рабочие С. Л. Ляпунов, А. Р. Сулема, Н. Е. Новиков и И. Ф. Панин — были привлечены к судебной ответственности. Активные участники уволены с «волчьим билетом», а часть занесена в «черные» списки. В эти списки попадали кандидаты на увольнение до первого заме­чания администрации. Особенно длительной была забастовка на копях Михельсона — с 14 до 23 ноября. Требования были четкими:

  1. Поднять зарплату на 50%,
  2. Улучшить безопасность труда,
  3. Сократить время работы,
  4. Объяснить расходы штрафного капитала и т. д

Часть требований шахтеров администрации пришлось удовлетворить. Михельсон лично прислал ответ на вопросы шахтеров. Лишь после того забастовка организованно закончилась.

Назад / Далее...


© 2001 Web-студия AlexAndr

Hosted by uCoz